Резолюция
IV Всероссийского совещания работников
дополнительного образования детей
27 декабря 2017 г.
Дополнительное образование детей в настоящее время переживает стремительное развитие, что позволяет ему отвечать вызовам современного быстро меняющегося мира, в котором все рамочные и базовые знания и компетенции в условиях развития высоких технологий будут недостаточны для эффективного развития конкурентоспособного выпускника образовательной организации и профессиональной деятельности специалиста. Именно поэтому дополнительное образование, которое отличается своей гибкостью, вариативностью, разноуровневостью, становится тем важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни.
Несмотря на то, что этот уровень образования называется «дополнительным» или «неформальным», именно он является площадкой для проб подростков при подготовке к выбору своей жизненной траектории, в том числе профессиональной карьеры.
В рамках IV Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей, проходившего с 11 по 13 декабря 2017 г. в Москве, затронуты проблемы, которые выявили необходимость принятия первоочередных решений и мер, направленных на развитие системы в целом, а также решения приоритетной задачи Правительства Российской Федерации по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными и современными дополнительными общеобразовательными программами.
В ходе работы круглых столов и секций IV Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей сформулированы следующие стратегические установки:
I. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принять исчерпывающие меры по завершению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии в интересах детей» в части достижения целевого индикатора по доведению заработной платы педагогов дополнительного образования до средней зарплаты учителей к 1 января 2018 года;
- при определении целей, задач, направлений развития реализации региональных систем дополнительного образования детей руководствоваться положениями паспорта Приоритетного проекта, включаться в реализацию Приоритетного проекта путем формирования эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающей в себя региональный модельный центр как «ядро» региональной системы, региональные ресурсные центры по направленностям дополнительного образования, муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей, центры по выявлению и поддержке одарённых детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, обеспечивающих в регионе выявление, сопровождение и поддержку одаренных детей, а также создание навигаторов по дополнительным общеобразовательным программам и так далее;
- при внедрении систем персонифицированного финансирования дополнительного образования детей исходить из целесообразности перевода организационно-управленческих механизмов на новые принципы, отдавая предпочтение полномасштабному введению персонифицированного финансирования в крупных населенных пунктах и полноценным внедрением персонифицированного учета в малонаселенных муниципалитетах, исходя из возможности муниципальных систем и потребности населений муниципалитетов (с учетом необходимости формирования четких критериев отбора организаций, осуществляющих персонифицированное финансирование, для ведения реестра, а также описания и распространения лучших практик субъектов Российской Федерации по персонифицированному учету детей и внедрению модели персонифицированного финансирования);
- обеспечить дальнейшее развитие сетевых форм реализации образовательных программ с использованием кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов различных организаций, в том числе образовательных организаций разных видов, организаций науки, культуры и спорта, а также реального сектора экономики и предприятий;
- предложить образовательным организациям внедрять в образовательную деятельность эффективные формы организации деятельности в условиях природной среды (походы, экспедиции, слеты);
- предложить образовательным организациям внедрять интеграцию системы дополнительного образования и системы отдыха и оздоровления в части реализации краткосрочных дополнительных образовательных программ, в том числе в формате деятельности палаточных лагерей;
- принять за основу стратегии развития системы дополнительного образования детей принцип выравнивания доступности дополнительного образования с учетом региональных особенностей, соответствующий запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями, включая меры по выравниванию охвата по всем направленностям дополнительного образования детей, в том числе меры по предоставлению равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам:
- для детей, проживающих на отдаленных территориях и в сельской местности, в том числе с учетом регионального опыта и опыта деятельности детских технопарков «Кванториум», в части создания мобильных образовательных проектов, тематических каникулярных смен;
- для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с учетом регионального опыта, в том числе Тюменской области;
- для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом опыта детского технопарка ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», детского технопарка «Кванториум» города Грозного и других;
- с учетом потребностей детей, проявивших выдающиеся способности, по предоставлению дополнительного образования, отвечающего их запросам и уровню подготовки, на основе регионального опыта, в том числе Воронежской, Липецкой, Калининградской областей и других;
- продолжить массовизацшо мероприятий WorldSkillsJunior, JuniorSkills и Научнотехнологической инициативы;
- популяризировать опыт национального чемпионата профессионального мастерства для детей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и других конкурсов в субъектах Российской Федерации;
- принять меры по обновлению в соответствии с современными вызовами и трендами дополнительных профессиональных программ для специалистов сферы дополнительного образования детей, в том числе с использованием механизмов дистанционного образования;
- учитывать необходимость развития метапредметных и межпредметных навыков и компетенций при обновлении содержания дополнительного образования детей;
- при планировании дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководителей и педагогов организаций дополнительного образования детей включать программы и модули по повышению финансовой грамотности;
- рекомендовать распространение практики стажировок педагогов дополнительного образования в ведущих научных и образовательных организациях, на предприятиях реального сектора экономики, а также межрегиональных педагогических обменов;
- с учетом принятия изменений в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых, в ступающих в силу в 2018 году, рекомендовать активное внедрение его положений в субъектах Российской Федерации, в том числе путем вовлечения в дополнительное образование детей - лидеров детских движений и ведущих специалистов отраслей реального сектора экономики, научных организаций, организаций культуры и спорта, а также студентов и аспирантов, в том числе не имеющих педагогического образования;
- принять меры по актуализации региональной нормативно-правовой базы с учетом необходимости приведения документов стратегического планирования по развитию региональных систем дополнительного образования детей в соответствие со стратегиями социально-экономического развития регионов, приоритетного проекта, обеспечив сокращение количества действующих нормативных правовых актов;
- обеспечить сохранность сети организаций дополнительного образования по всем направленностям и их дальнейшее развитие;
- одобрить практику проведения инвентаризации инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов различных организаций, в том числе образовательных организаций разных видов, организаций науки, культуры и спорта, а также реального сектора экономики и предприятий, и рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основе опыта пилотных муниципалитетов (города Калининград, Великий Новгород, Ковров, Сургут, Югорск)
- провести мероприятия по инвентаризации ресурсов частных и государственных организаций в целях эффективного и рационального использования уже имеющихся ресурсов;
- изучить положительный опыт функционирования детских технопарков «Кванториум» в части построения образовательной деятельности и формирования образовательных программ, а также опыт реализации проекта «Урок технологии» с целью распространить практику реализации общеобразовательных предметов и проведения внеурочной деятельности в организациях дополнительного образования детей с использованием их ресурсов; рекомендовать дальнейшее развитие в субъектах Российской Федерации проекта «Шахматное образование» и распространение практики создания «шахматных гостиных» в организациях дополнительного образования детей;
- обеспечить дальнейшее развитие профориентационной работы в образовательных организациях с учетом потребностей соответствующего субъекта Российской Федерации;
- изучить положительный опыт деятельности профильных региональных образовательных организаций туристско-краеведческой направленности (Республика Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края, г. Санкт-Петербург) в части построения эффективных региональных систем организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися;
- обеспечить дальнейшее развитие профориентационной работы в образовательных организациях;
- обеспечить приведение региональной нормативной базы, регулирующей осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей в соответствие с федеральным законодательством и иными актами, в том числе приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей».
II. Предложить Минобрнауки России:
- продолжить работу по снятию барьеров в нормативно-правовом регулировании реализации образовательных программ в сетевой форме, в том числе в части лицензирования образовательной деятельности и упрощения механизмов поставщиков товаров, работ, услуг в целях реализации программ в сетевой форме в условиях природной среды, а также на базе учреждений культуры;
- совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека пересмотреть санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей в целяхобеспечения равного доступа детей к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, и увеличить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами;
- разработать рекомендованные критерии принятия решения о готовности муниципальных систем дополнительного образования к внедрению полноценных систем персонифицированного финансирования;
- организовать открытые массовые курсы по подготовке и повышению квалификации региональных проектных команд в сфере дополнительного образования детей;
- разработать модельные решения по нормативному регулированию зачета образовательных результатов, полученных в организациях дополнительного образования в качестве освоения основных общеобразовательных программ в рамках внеурочной деятельности;
- проработать вопрос о создании и внедрении механизма учета индивидуальных достижений учащихся по дополнительным общеобразовательным программам для использования в конкурсных процедурах при поступлении в организации СПО и ВПО;
- утвердить план мероприятий, посвященных 100-летию отечественной системы дополнительного образования детей;
- органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Минобрнауки России, Минкомсвязи России, совместно с общероссийскими и региональными общественными объединениями отметить значимость родительского просвещения и использования механизма социальной рекламы в сфере дополнительного образования и продолжить работу, направленную на популяризацию института дополнительного образования среди населения.
Все приведенные стратегические установки прошли общественное обсуждение и поддержаны как эффективные и необходимые для реализации участниками Совещания, в котором приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, представители экспертного и научного сообщества, организаций дополнительного образования и молодежной политики, учреждений культуры, искусства и спорта, представители государственных корпораций и частного сектора.
Заместитель Министра Т.Ю. Синюгина